Новосибирское отделение Русского географического обществаКомпания  SOLAR
Карта сайта


Калейдоскоп | Сплав по реке

Сплав по реке

К сплаву по реке прибегают обычно только в крайних ситуациях. Дело в том, что подготовка самодельных плотов, их качественная сборка и умелое управление требуют определенных навыков. К тому же в наших широтах трудно найти такое место, из которого за пару суток нельзя бы было выйти к людям. Да и скорость при сплаве по реке довольно низкая, а проделанный маршрут заметно увеличивается по сравнению с прямой от вас до ближайшего островка цивилизации за счет большого количества извилин и петель русла реки. Но бывают ситуации, когда сплав остается практически единственным возможным решением. К примеру, если у вас в группе есть раненые или тяжелобольные, которые не могут передвигаться самостоятельно. Сооружать же носилки из подручных средств и, самое главное, самостоятельно (по сути дела, на себе) пытаться вынести товарищей— дело очень непростое и тяжелое. Вот тут как раз сплав но реке может стать вашим спасением. Но необходимо учитывать, что сплавляться на самодельных плотах рекомендуется только по спокойным равнинным рекам, течение на которых невелико. Но даже в такой экстремальной ситуации с помощью плота можно заметно облегчить себе жизнь. Чтобы не тянуть все вещи на себе, советуем погрузить их на небольшие плоты и на крепких веревках вести вниз по течению за собой. На таком плоту, конечно же, не должно быть никаких жизненно важных вещей: все самое необходимое всегда имейте при себе.

Для сооружения плотов используйте стволы сухих деревьев, прежде всего сосен и елей. Стволы надо выбирать прямые, желательно одной длины и толщины, причем их диаметр должен быть не меньше 25 см. Стволы необходимо очистить от всех веток и сучков.

Заниматься рубкой дерева лучше всего недалеко от воды, чтобы потом не пришлось долго и с большими усилиями тащить бревна к воде. Нежелательно валить деревья на больших склонах: падая и скатываясь вниз, они могут поломаться. Деревья, срубленные выше по течению, разумно не тащить сквозь все кусты, а сплавить к тому месту, где будет собираться плот. К самым простым и быстрым способам вязки плотов относятся процессы вязки при помощи клина и крепление плота поперечными жердинами. В первом случае петли, связанные из крепкой веревки или проволоки, набрасываются на бревна, заводятся за поперечный ствол, с силой оттягиваются к низу заостренным клином, который потом вбивается в щель между бревнами. Для крепления бревен плота поперечными жердинами, в уложенных рядом друг с другом стволах с двух сторон выпиливаются или вырубаются глубокие затесы, в которые укладываются крепкие прямые жерди и молодые стволы деревьев. Жерди или стволы скрепляются веревками в 5—6 местах и стягиваются перекручиванием с помощью крепкой короткой палки. При отсутствии крепких веревок нужной длины можно обойтись и без них. Для этого в бревнах плота делаются специальные пропилы трапециевидной формы, в которых сбоку вбивается такой же формы стрела, выструганная из тонких стволов. Для упрощения технологии строительства стрелу можно закрепить с помощью отдельных клиньев, вбиваемых в пазы между бревнами и стрелой.

Для того чтобы плотом было легче управлять, на его носу или корме (а лучше и там и там) устанавливают подгребицы — длинные деревянные палки, имеющие форму весел. Крепятся они на плоту таким образом, чтобы могли перемещаться вправо и влево для маневрирования плотом. Кроме таких подгребиц, на плоту необходимо иметь несколько длинных и прочных жердей, которыми также управляют плотом, отталкиваясь ими ото дна, берега и расположенных рядом предметов. Такие шесты должны быть длиной не менее 2—3 м. Кроме них, на плоту должны быть якоря. Их можно изготовить из коряг, ветвистых корней, внутрь которых укладываются и привязываются тяжелые камни. Функцию якоря может также выполнять и бросательный конец. Это длинная веревка, к концу которой привязывают мешочек с камнями или песком, при экстренном торможении его кидают, чтобы зацепить за растущие близко к воде деревья и кустарники. Еще один бросательный конец нужно прикрепить к какому-то плавучему объекту и использовать его как спасательный круг, в случае если человек упадет за борт.

Ну что же, плоты готовы, опробованы и пора приступать к сплаву по реке. При этом необходимо выполнять целый ряд правил. Находясь на плоту, постоянно ведите наблюдение за водной поверхностью, чтобы вовремя замечать новые преграды на пути и опасные места. И ни в коем случае нельзя расслабляться, считая, что спокойная река уже не может преподнести никаких сюрпризов. Любая, даже самая тихая река в любой момент может неожиданно превратиться в бурный поток, совершить резкий поворот, и если вы не будете к нему готовы, то и перевернуть ваш плот. Особенно внимательными следует быть в условиях тумана, дождя и плохой видимости. Лучше всего на это время остановиться и дождаться более благоприятных условий для сплава. Действуйте по принципу: лучше сейчас потерять час, чем потом — весь день. Все находящиеся на плоту люди должны иметь импровизированные спасательные жилеты. Их можно изготовить из совершенно разных материалов: камер от мячей, больших плотных кульков, надутых перчаток, пластиковых бутылок, коры, связок сухого камыша и много другого. Не рассчитывайте только на свою плавательную подготовку, даже самый хороший пловец, измотанный дневной работой и угодивший в воду в одежде и обуви, может уюнуть. Лучше перестраховаться и потратить время на изготовление спасательных средств, чем потом сожалеть об их отсутствии.

Перемешаться по плоту советуем очень осторожно, не раскачивая его. Следите за тем, чтобы не происходило смещение веса на один из бортов плота, нос или корму. Перед тем как начать движение на плоту, предупредите об этом товарищей, находящихся с вами. Желательно сделать хоть какое-то подобие ограждения по периметру плота. Всс веши должны быть собраны в одно место, ближе к середине. Класть их лучше не на днище плота, а на подстилку из лапника, веток и целлофана, чтобы избежать их намокания. К этому стои т отнестись очень серьезно. Намокшие вещи сильно ухудшат ваше положение. Веши, сложенные на плочу, надо закрепить или грузом, иди лучше веревками, которые можно перекинуть от одного борта плота к другому (главное, за них не зацепиться и ие оказаться за бортом). Веревки должны быть натянуты таким образом, чтобы надежно удерживать вещи при движении, к в то же время они должны быть быстро извлекаемы в случае аварийной ситуации.

На сплавляемом плоту нельзя спать. По крайней мере, большая часть экипажа должна бодрствовать. Известно немало случаев, когда заснувшие люди попадали в воду или упускали ценные води. Сплавляясь по не очень спокойным рекам, старайтесь соблюдать тишину. Так вы сможете услышать шум порогов или, при совсем уж плохом раскладе, водопадов. Перед преодолением опасных участков на маршруте необходимо, чтобы все находящиеся на плоту были готовы к экстренным ситуациям. Мели и перекаты советуем проходить по самому глубокому месту. Отличить его можно поболее темному цвету воды, большей скорости течения и более ровной волне при ветре. При прохождении быстрин надо заранее смешаться от центра потока к выпуклому берегу, чтобы течение не вынесло вас на вогнутый берег и ие развернуло. На любых сложнопроходимых участках старайтесь держаться ближе к берегу, чтобы при аварии быстро выплыть ка него. Все подводные препятствия, находящиеся вблизи водной поверхности, можно распознать по колебаниям воды вокруг них. Вода, переливаясь через такие препятствия, рябит, а ниже по течению «взмыривает». Топляки и мелкие камни можно распознать по характерным кругам на воде и бурунам ниже препятствия.

Очень неприятны и опасны могут быть для сплавляющихся заносы и завалы на воде, расположенные поперек реки от одного берега к другому. Обычно такие завалы состоят из поваленных деревьев и плавучего мусора, нагоняемого к ним течением. Лучше всего такие места обходить, обнося плоты. Но это довольно тяжелое задание, особенно если берег труднопроходим. В таком случае можно попробовать разобрать завал. Делать это нужно осторожно и не спеша. Разборку начинают с нижней по течению стороны завала и проводят с берега при помощи шестов и длинных жердей.

Рано или поздно, сплавляясь гго реке, вы столкнетесь с раздвоением реки на два рукава. Дальнейшее направление движения надо выбирать, предпочитая русло, более полноводное или с более быстрым течением. Обычно па таких протоках водятся утки. В особо опасных местах лучше выйти на берег и по нему перенести все вещи, а плот сплавить вниз по течению, удерживая его веревками. Но на местах с сильным течением делать это рискованно, поскольку давление воды на плог может быть очень велико и его можно не удержать. Применяют и отлавливание плота на более спокойных участках реки, после отправления его в самостоятельное плавание. Для этого над самой поверхностью реки с одного берега на другой натягивают веревку, е помощью которой и отлавливают плот. Для облегчения этой задачи заранее на носу и корме плотз можно приделать различные крючья и зацепы. При преодолении очень узких мест (Между опор мостов) можно распускать плот иа отдельные бревна или группы бревен, а лотом вылавливать их ниже по течению. В крайних случаях можно разобранные части плота переносить по берегу на себе, но перед этим необходимо убедиться, что ниже по течению нет подходящего материала для строительства нового плота.

После всего вышесказанного осталось только пожелать, чтобы вам не пришлось проверять на себе совета и указания, касающиеся экстремальных ситуаций. А вот организовать специальный сплав на самодельных плотах при хорошо подготовленной к этому группе может быть весьма интересно и увлекательно. Удачных вам путешествий!


Источник






Главная | Карта сайта | Почта | | Яндекс.Метрика Разработка сайта:  Комаров Виталий