Новосибирское отделение Русского географического обществаКомпания  SOLAR
Карта сайта


Места | Мана - дивная река

Мана дивная река


Все фото рассказа о поездке в Красноярск


Рассказ этот адресован людям которые захотят посетить мой город и красноярцам которые не равнодушны к природе.


В 70-80-е годы прошлого века в Красноярске хорошо для того времени был развит туризм. Организацией экскурсий в те годы занимался Красноярсктурист у которого были гостиницы, турбазы, автобусы и штат квалифицированных экскурсоводов. Существовало несколько экскурсионных направлений. Можно было проехаться по Ленинским местам, спортивным объектам, посетить Красноярскую ГЭС, увидеть вечереий Красноярск, сходить в заповедник "Столбы", посмотреть пещеры в Бирюсинском заливе, подняться на канатной дороге в урочище Бобровый Лог, осуществить сплав по реке Мана. Увы, все это осталось в прошлом, недавно и последнюю гостиницу Турист продали.


За последние годы Красноярск довольно сильно изменился. Организованные экскурсии по Красноярску и его окрестностям найти затруднительно. Тем не менее есть много интересных мест которые вы можете посетить самостоятельно. Обязательно сходите в Красноярский краеведческий музей и Культурноисторический центр (бывший музей Ленина). В 12 часов дня приезжайте полюбоваться городом на Караульную гору и посмотреть как стреляет пушка. Попасть на Красноярскую ГЭС как в 80-е годы вам уже не удастся, но даже издалека она смотрится внушительно. Особенно интересно наблюдать когда через верхние шлюзы плотины сливают излишки воды из водохранилища. По дороге на ГЭС заедте на смотровую площадку у деревни Овсянка и музей В.П. Астафьева, посетите набережную в Дивногорске. Вместо старого урочища Бобровый Лог теперь работает Фанпарк с тем же названием. Здесь можно неплохо провести время и и посмотреть на город и заповедник "Столбы" поднявшись на гору на современной канатной дороге. Когда стемнеет обязательно посмотрите цветомузыкальное представление у фонтана на театральной площади.


Более подробно хочу рассказать о сплаве по реке Мана. "Мана дивная река" - как поется в песне. Сплавляться по ней едут люди не боящиеся сменить городской быт на писк комаров, утренний холод, слякоть от дождя и прочие невзгоды походной жизни. Совсем как в другой песне - "А я еду, а еду за туманом, за туманом и за запахом тайги"! В 70-е годы прошлого века на Мане шел молевой сплав леса, это когда с верховья реки бревна сплавляют по течению, а в низовье их ловят. Туристы приезжали к реке, вязали плоты и сплавлялись на них до устья. Не многие счастливчики в те времена могли похвастаться резиновыми лодками или ПСН-ами (плот спасательный надувной). Плыть приходилось лавируя среди бревен и постоянно следя чтобы не наскочить на залом или заградительные боны. В1986 году молевой сплав леса запретили. С каждым годом сплав по Мане у красноярцев и гостей города становится все популярнее. Если у вас нет своего плавсредства, можно воспользоваться услугами компаний которые занимаются организацией такого вида отдыха. В зависимости от стоимости путешествия вы получите плот с инструкторами, питание, доставку к месту сплава и обратно в Красноярск, палатки, спальники, походную баню, дискотеку и.т.д.


Во все времена года Мана по своему прекрасна. Весной можно наслаждаться необычайным таежным запахом, летом обилием ярких цветочных полян среди тайги, в сентябре это тишина, прозрачная вода и яркие краски осеннего леса. Вся эта красота чередуется величественными скалами и утесами.


Отдых на Мане можно совместить с рыбалкой. Сезон рыбной ловли открывается с 20 июня. Ловят в основном на "кораблик" или "балду". Правда "некоторые" предпочитают использовать электроудочку, из-за этого рыбы в реке с каждым годом становится все меньше и меньше. Тем не менее наловить хариуса, ельцов, ленков, а если повезет и тайменя можно. Уха из Манской рыбы просто замечательная.


Река берет свое начало в Кутурчинском и Манском Белогорье и впадает в Енисей через 475 км. На берегу Маны расположены поселки Выезжий Лог, Кой, Лукашевича, Кожелак, Нарва, Большой и Малый Унгут, Жержул, Урман, Береть, Манский и Усть-Мана. На правом берегу ниже деревни Береть есть кордоны государственного заповедника "Столбы" - Берлы, Масленка и Кандалак. На Карнавальной Поляне чуть ниже Берети построена турбаза. Кое где встречаются охотничьи домики.


Мана относится к рекам 1-ой категории сложности и сплав по ней особых проблем не доставляет. Подготовка к поездке и заброска к началу сплава тоже довольна проста. Что не обходимо для такого путешествия? Плавсредство (лодка, катамаран, байдарка, плот), палатка, каремат, спальник, посуда (котелок, миска, кружка, ложка, нож), запас еды, топорик, обувь (сапоги и кроссовки), дождевик или куртка, средство от комаров и клещей, небольшой примус (если нет желания готовить пищу на костре) и на всякий случай аптечку с минимальным набором (бинт, йод и.т.д.).


Откуда начинать сплав и где его заканчивать каждый должен решить сам. В основном все зависит от времени которым вы располагаете и наличием плавсредства. Далее необходимо определиться со способом заброски, закупить продукты и собрать необходимые вещи. Опишу точки маршрута по реке Мана.


Мана делится на три участка. Верхний - от Выезжего Лога до Нарвы около 110км. Средний - от Нарвы до Берети - около 151 км. И нижний - от Берети до Усть-Маны - около 90 км.


Выезжий Лог. В этой деревне в 1967 году снимали фильм "Хозяин тайги" с участием В.С. Высоцкого. На берегу около моста установлен памятный знак в честь этого актера.



Память о В.С. Высоцком на сибирской реке Мане


Добраться до Выезжего Лога можно рейсовым автобусом из Красноярска, заказаным автотранспортом или электричкой Красноярск - Абакан, правда от станции придется ловить попутку (до реки около 3 км). В поселке есть сотовая связь. Выше поселка есть два порога - Соболиный и Большой Манский порог, но соваться туда без соответствующей спортивной подготовки не советую. Ежегодно от Выезжего Лога в июле проходят бардсплавы. Сплавляются отсюда в основном на лодках, большой плот не пройдет, река очень узкая. Вдоль реки проходит участок железнодорожной трассы Абакан-Тайшет и поезда проходящие по ней своими гудками приветствуют плывущие лодки.




Железная дорога перепрыгивает с одного берега реки на другой


Мана до поселка Нарва довольно узкая, имеет много расчесок (упавших или свисающих над водой деревьев) и отдельных торчащих из воды камней. Скорость реки на этом участке около 7 км.час.



Впереди расческа


Проплыв от Выезжего Лога около 3 часов вы встретите железнодорожный мост. Сразу за ним прижмитесь к левому берегу. Будет хорошая стоянка у озера в котором можно искупаться. Вода чистая и по сравнению с Маной теплая.



Деревушка Кой


Сплавляются от Выезжего Лога до Усть-Маны, Берети или Нарвы. По времени приблизительно 9, 5, 3 дня соответственно. Сразу оговорюсь, время на сплав которое я здесь привожу приблизительное. Если вы будете поздно выплывать, рано вставать на ночевку, остнавливаться на рыбалку и обед, ваше путешествие будет гораздо дольше. Скорость реки тоже дана приблизительная, весной и в начале лета когда вода большая скорость реки больше чем осенью.


Станции Кой и Лукашевича. Сплавляются отсюда в основном рыбаки. Два небольших полустанка, добраться до которых можно на поезде Красноярк Абакан (не путать с электричкой Красноярск -Абакан, которая там не останавливается). Поезд приходит ночью и стоит около минуты, поэтому к высадке готовимся заранее. До утра придется скоротать время на поляне около реки, благо она рядом. Утром надуваем лодку и вперед. Железная дорога которая проходит паралельно Мане справа вскоре исчезнет в тонеле. Река начинает разбиваться на протоки, выбираем самые крупные. По пути на правом берегу будет деревня Кожелак, от которой советуют держаться подальше. Тем не менее здесь можно остановиться чтоб пополнить запасы продовольствия (в магазине можно купить очень вкусный хлеб, пиво и что нибудь покрепче). Проплыв пару часов от Кожелака на правом берегу перед поворотом реки можно остановиться на ночевку на большой поляне. Кстати, стоянок от Выезжего Лога до Нарвы очень мало, поэтому место для ночлега лучше подыскивать заранее. На следующий день доплываем до поселка Нарва. Прямо к берегу спустится дорога и появятся много машин с отдыхающими. Под горой у реки установлен монумент местным партизанам воевавшим с белогвардейцами в годы гражданской войны. Здесь можно закончить сплав и вернуться в город (плыли 2 дня), а можно продолжить плаванье до Берети или Усть-Маны (плывем еще 3 или 5 дней соответственно). Уехать с Нарвы можно заказаным транспортом, рейсовым автобусом до Красноярска или до Камарчаги, а далее в город на электричке. Остановка рейсовых автобусов находится около моста через Ману. Если вы решили плыть дальше, не забудьте заскочить в магазин в Нарве пополнить запас харчей, пообщайтесь с родными и друзьями по телефону (в поселке есть сотовая связь) и вперед дальше.


Поселок Нарва. Добраться сюда можно рейсовым автобусом из Красноярска. Если вы едете на заказаном транспорте, лучше высадиться как только дорога спустится с горы к Мане, не доезжая до поселка 4 км. От Нарвы скорость реки падает до 5-6 км.час, ширина достигае 70-100 метров, появляются острова. Сплавляются отсюда до Берети (3дня) и Усть-Маны (5 дней). Участок от Нарвы до Берети самый живописный, по пути вы встретите Семенов утес, Серебристые и Урманские скалы.



Догоняем рыбаков


Стоянки по пути стали встречаться чаще, в основном на правом берегу. Можно найти место для ночевки со столом и скамейками, удобным местом под палатку, но как правило на таких стоянках тяжело с дровами и очень много мусора. На маленьких почище и сушняк для костра найти проще. Не советую останавливаться в зарослях травы, мошка вам покою не даст.



Впереди островок, обходим его слева, в узкие протоки лучше не соваться



Скалы поднимаются прямо из воды. Почти на каждой надписи типа - "Киса и Ося сдесь были"


Следующая деревня - Большой Унгут. Здесь можно остановиться, чтобы пополнить запасы провизии. Отсюда можно начинать сплав на большом плоту.



Большой Унгут


Добираются сюда на заказаном транспорте или на электричке до станции Камарчага и далее на попутках. Дорога от Большого Унгута идет по правому берегу вдоль реки. за поворотом видим несколько красивых домов, сдесь обосновалась баптистская община. Через несколько километров подплываем к Малому Унгуту.



Малый Унгут


Начиная с Малого Унгута справа по берегу проплываем несколько баз отдыха и стоянок. Сюда приезжают на автомобилях из Красноярска отдохнуть и порыбачить. Через несколько километров впереди встречаем новый мост через Ману и останки старого. Дорога которая от Большого Унгута шла по правому берегу перемещается на левый берег. Слева на пригорке в нескольких сотнях метров от берега виднеется деревушка Жержул.



Пристань у Жержула


Отсюда начинают сплав те, кто сильно ограничен во времени. До Берети отсюда плыть 2 дня, до Усть-Маны 4 дня. Добраться сюда можно только заказаным транспортом. Отплыв от деревни несколько километров, мы снова видим на левом берегу машины, палатки и рыбаков. Дорога от Жержула попетляв между гор снова вышла к Мане. Вскоре на горах левого берега появится мертвый лес, здесь когда-то прошел пожар. Стоянки стараемся выбирать на правом берегу, на левом их меньше.



Кидаем якорь и рыбачим



Просто красивый вид



Урочище Ангалой




Вокруг горы, скалы, тайга и вода


Вот на берегу показалась стоянка. Прямо у воды странная конструкция из жердей с кучей камней посередине. Это манская баня. Готовим березовые, пихтовые или крапивные веники. Под камнями разводим костер и ждем когда они как следуют прокалятся. Каркас из жердей обтягиваем полиэтиленом, баня готова. Нахлеставшись как следует веником ныряем в Ману, ощущения непередоваемые. После бани попробуйте манский чай. В котелке завариваем чай, добавляем несколько веточек лесной смородины, малины , ягоды шиповника, настаиваем как можно дольше. Приятного чаепития.


На правом берегу показалась большая обжитая стоянка, на левом величественная стена скал. Это Урманские скалы.



Урманские скалы


Перед Урманскими скалами в гору уходит тропинка, по ней через 15 минут можно выйти с другой стороны горы напротив Урмана. Говорят, что в лихие 90-е прошлого века, кое-кто из деревенских жителей приходил по ночам на стоянку и обворовывал сплавшиков. Сейчас вроде все спокойно. Река в этом месте делает большую петлю, до Урмана плывем около 3 часов.



Деревушка Урман


Здесь можно пополнить запас продуктов. Плывем в самый конец деревни и перед протокой причаливаем. Магазин находится в метрах 200-ах на бугре, правда продавщицу застать трудно, но местные жители подскажут как ее вызвать. Добраться в Урман можно только на заказаном транспорте, дорога очень плохая и не каждый водитель согласится сюда ехать. Выехать отсюда тоже проблематично, поэтому рассматривать Урман как последнию точку маршрута не советую. После деревни плывем по главному руслу, не вздумайте свернуть в протоки, впереди вас ждет Урманская шивера.



Урманская шивера


Шум ее слышно за километр. Если вы новичок обойдите шиверу по правому берегу. Не боитесь черпануть в лодку воды, смело вперед по бурунам.



В начале лета поляны на Мане усыпаны жарками



Пока ни кто не видит можно искупаться голышом


Вдоль реки показались большие сенокосные поляны, скоро Береть. Перед деревней на правом берегу появились знаки запрещающие выход, здесь расположена фазанья ферма. Сразу за ней большая стоянка - "Казачья поляна". Можно остановиться на ней, в будни тут тихо, правда с дровами здесь напряженка.



Поселок Береть


Здесь многие заканчивают плаванье и на заказаном транспорте уезжают в город, у кого позволяет время плавут дальше. До Усть-Маны осталось плыть два дня.


После Берети скорость реки падает до 4 - 5 км.час, ширина доходит до 200 метров. Поток лодок и плотов резко возрастает, особенно в выходные дни.


Сплав от поселка Береть до Усть-Маны самый популярный маршрут выходного дня у красноярцев. К сожалению рейсовых автобусов в поселок нет. Добираются сюда на заказаном транспорте или электричкой до станции Маганская, а далее на попутках. Если вы добираетесь вторым вариантом, то ехать лучше в пятницу вечером или рано утром в субботу. На станции в эти дни многие частники подрабатывают довозя сплавщиков. Если вы приехали в Береть в пятницу вечером, можно отплыв несколько километров от деревни заночевать на первой же стоянке на левом берегу. Можно заночевать прямо в том месте, где дорога спустилась к Мане, что я вам крайне не рекомендую (очень много мусора и шума от проезжающих машин). Проехав немного направо по берегу попадаем на Карновальную поляну. Каждый год в 20-ых числах июня ( как правило это пятница) здесь проводится Манский карнавал. Остановиться можно в палатке на берегу или в недавно построенных домиках.



Карнавальная поляна


В пятницу вечером и в субботу утром отсюда отплывают целые караваны лодок, плотов и катамаранов. Проплыв несколько километров на правом берегу видим знаки запрещающие выходить на берег, это территория государственного заповедника "Столбы". Вскоре появится первый кордон. Кстати, если во время сплава у вас возникли серьезные проблемы, можно обратиться за помощью к лесникам. Кордоны оборудованы радиостанциями. С мелкими неприятностями вам помогут справиться другие сплавщики. На Мане существует так называемое "Манское братство", неписанный закон для него помочь другому сплавщику, если у него возникли проблемы.



Кордон Берлы



Изыкские утесы



Местные рыбаки



Большая компания на плоту


Сплав на плоту по сравнению с другими плавсредствами гораздо комфортнее. На Мане можно увидеть небольшие плотики из автомобильных камер расчитаных на нескольких человек и большие 2-ух этажные плоты оборудованные палатками, кухней, биотуалетом, навесом от дождя и.т.д. способные перевозить человек 20-25. В Красноярске есть несколько фирм специализирующихся на проведении коллективных сплавов. Сплавляться можно небольшой компанией или большой группой в рамках корпоративного выезда с проведением различных спортивных и культурных мероприятий.


Чем удобен сплав по Мане на плоту? В определенное время вашу группу забирают из места сбора и на автобусе отвозят к месту начала сплава. Здесь вас ждет плот с инструкторами и поваром. Дружно грузимся и вперед. В дороге вам как правило предлогается трехразовое питание. На ночевки плот останавливается на хорошо подготовленных стоянках, где для вас уже готова баня.


К отрицательной стороне сплава на плоту хочу отнести черезмерное употребление алкоголя. Вместо того, чтоб любоваться красотами Маны, некоторые сплавщики напиваются до такой степени, что потом ни чего вспомнить толком не могут. Были курьезные случаи, когда пьяные компании забывали людей на стоянках и уплывали без них.



Кордон Масленка



Кордон Кандалак


Последний кордон заповедника "Столбы", после него можно останавливаться на правом берегу. Здесь у лесника можно купить хлеб и пиво с водкой.



Сосновка


Деревней Сосновку назвать нельзя. Несколько домов и сараев. Расположена она посередине между Беретью и Усть-Маной. Когда-то сдесь жил мужичок Гоша, большой любитель выпить, его знали почти все сплавшики. Он всем был рад и за бутылку водки у него можно было разместиться в одной из избушек. К сожалению власть в Сосновке переменилась и Гошу выселили.



Стоянка Идолы


Идолы одна из самых известных стоянок. На берегу стоят вырезанные деревянные истуканы. Когда-то здесь были хорошие беседки и баня, но какие-то проходимцы разобрали их на дрова.



Стоянка


Многие стоянки на которых останавливаются плоты обустроены очень хорошо. На них имеются беседки, бани, спортивные площадки, туалеты. Весь сплавной сезон на стоянке живет человек который поддерживает порядок, заготавливает дрова и убирает мусор.


Главная проблема для стоянок - мусор. Порой наступить бывает некуда, все завалено банками, бутылками и пакетами. Увы, мусор на Мане утилизируют еденицы, хотя это не сложно. Консервные банки и пакеты можно кинуть в костер, обожженые они быстро разлагаются. Продукты в стеклянных банках или бутылках на Ману лучше не брать или перелить их содержимое в пластиковые бутылки.



У Малой Зырянки


В Ману впадает более 300 крупных и мелких притоков. Воду для питья лучше набирать в мелких ручьях, при необходимости ее можно прокипятить.



Кабановка


Здесь жил старожил Маны по фамилии Кабанов. Недавно его за какие-то грехи отправили в места не столь отдаленые. Но местные обыватели надеются, что скоро он вернется. Вообще, на Мане проживает много людей которые сбежали от городской суеты в лес. Живут в основном, за счет охоты и рыбалки.



Здесь лапы у ели дрожат на весу



Стоянка Кубак


Кубак тоже одна из самых известных стоянок на Мане. Рядом впадает ручей с тем же названием. Раньше вдоль ручья по тропе через гору можно было выйти на Красноярское море, расположенное в нескольких километрах от Кубака.



Пикет Негнет


Когда по Мане сплавляли лес, было несколько пикетов, на которых постоянно проживали рабочие. Они присматривали чтобы бревна не забивали русло реки. С тех пор большинство домов разломали, в Негнете тоже давно ни кто не живет, дом стоит заброшенный.



Перекопская шивера


Река в этом месте делает большую петлю. По реке плыть около 5 километров, если выйти на берег и пройти через узкий перешеек 100 метров, вы снова окажитесь у Маны с другой стороны горы. Перепад воды в этом месте очень приличный и скорость реки больше. Как и на Урманской шивере здесь можно весело прокатиться по большим волнам, если рисковать не хотите, обойдите ее по левому берегу.


В дореволюционные времена один купец хотел построить на перекопском перешейке мельницу, но когда ему сообщили, что для взрывных работ понадобятся несколько вагонов динамита, он отказался от этой затеи.



Поселок Манский (Подсобное)


Вдоль берега показались красивые домики, мы подплываем к Манскому поселку. Когда-то здесь было подсобное хозяйство и дачи. Сейчас сдесь живут совсем не бедные люди. В Манском можно закончить плаванье и на заказаном транспорте вернуться в Красноярск. Причаливать лучше в конце поселка на пляже. Если время позволяет плывем дальше, до конечной точки сплава поселка Усть-Мана осталось плыть около 2-ух часов.



Усть-Мана


Наше плаванье подошло к концу. Справа на берегу показались машины и палатки - это пляж "Манский плес" в поселке Усть-Мана. Далее по курсу показался мост через Ману. Причаливаем перед ним справа. На берегу разбираем и сушим плавсредство, перебираем и упаковываем поудобней вещи. Если вас не встречает заказаный транспорт не беда, уехать отсюда не сложно. Поднимаемся на пригорок, в 100 метрах от моста есть остановка, автобусы в Красноярск ходят довольно часто. Можно пройти по рельсам в сторону Красноярска метров 800 и выйти на станцию, правда электрички ходят очень редко.


Плаванье закончилось, эмоций море. Друзья и знакомые слушают рассказы о сплаве по Мане, смотрят фотографии, завистливо вздыхают и в следующий раз собираются плыть с нами.


Источник






Главная | Карта сайта | Почта | | Яндекс.Метрика Разработка сайта:  Комаров Виталий